Пояснительная записка
Как известно, глина – один из самых древних материалов, освоенных человеком. Древние глиняные статуэтки, изразцы, архитектурные облицовки, полихромные статуи, всевозможные сосуды, ювелирные украшения – всё говорит о высоком развитии искусства глины в истории человеческой цивилизации.
Данная программа направлена на приобщение детей к миру прикладного творчества, привитие практических навыков работы с глиной и знакомство с истоками русского народного ремесла.
Актуальность обуславливается важностью декоративно-прикладного творчества для развития и воспитания детей, его востребованностью в начальном и среднем звене школы.
Данная программа разработана на основе программ, отражённых в книгах: Федотова Г. Я. «Послушная глина», Алексахина Н. Н. «Волшебная глина».
Выбор данной программы определяется учётом особенностей детей, доступностью теоретического и практического материала, небольшими материальными затратами, зримыми результатами работы.
Отличительные особенности данной программы заключаются в том, что она не привязана к какому-либо одному промыслу или направлению, а включает в себя элементы разных школ: сувенирная лепка, дымковская игрушка, каргопольская и филимоновская игрушка, пятигорская керамика, игрушки и сувениры г. Коврова, декоративное панно и др. К тому же построение программы позволяет вводить появляющиеся новинки декоративного искусства, что делает творчество детей модным и современным.
• Программа позволяет развивать индивидуальность ребёнка в творчестве, поддерживать своеобразие стиля, стимулировать познавательную активность учащихся.
• Общение в группе единомышленников позволяет развивать коммуникативные навыки.
• Структура программы первого и второго года обучения учитывает потребности обучающихся в применении результатов своего труда в обычной жизни, даёт возможность использовать свои изделия в качестве подарков к календарным праздникам.
• Программа занятий лепкой вооружает детей одним из умений, которое пригодится в жизни, может помочь в профессиональной ориентации.
Педагогическая целесообразность программы определяется учётом возрастных особенностей обучающихся, широкими возможностями социализации в процессе привития трудовых навыков, развития мелкой моторики, речи, пространственного мышления и эстетического вкуса.
Программа строится в объеме:
Для групп 2 часа в неделю, 68 часов в год.
Возрастные особенности детей данного возраста: в группе занимаются дети школьного возраста, частично имеющие навыки лепки и не имеющие навыка лепки.
Цели и задачи программы.
Цель программы: Создание условий для развития детского творчества, художественного вкуса и интереса к народному искусству посредством обучения лепке из глины.
Задачи:
• Обучить основным приёмам и навыкам работы с глиной.
• Знакомить с разнообразием декоративно-прикладного искусства.
• Развивать художественно-творческие способности у каждого ребёнка.
• Воспитывать усидчивость, внимательность, умение работать в коллективе.
• Развивать у детей тонкую моторику рук, глазомер, чувство гармонии и красоты.
• Способствовать ранней профориентации посредством включения в практическую деятельность.
• Содействовать укреплению общих интересов в семьях путём привлечения детей и взрослых к проведению совместных праздников и мероприятий.
Организационно- педагогические основы обучения
Возраст обучающихся – 7-16 лет.
Сроки реализации дополнительной образовательной программы: данная программа рассчитана на два года обучения. В зависимости от того в какой группе, ребёнок занимается на 1- м и 2-м году обучения объём программы может изменяться.
Объём программы – 136 часов, которые распределяются следующим образом:
Первый год обучения – 68 часов;
Второй год обучения – 68 часов.
Распределение обучающихся по группам, производится в соответствии с их уровнем подготовленности и с учётом желания самих детей и подростков.
- Формы и методы обучения:
типовое занятие, собеседование, консультация, практическое упражнение, самостоятельная работа, учебная игра, беседа, конкурс,
Режим занятий:
Для групп 1-го года обучения – 1 раз в неделю по 2 часа
Для групп 2-го года обучения – 1 раза в неделю по 2 часа
Ожидаемые результаты и способы их проверки.
После окончания 1 года обучения обучающиеся
знают:
• требования техники безопасности при работе с глиной,
• этапы изготовления изделий из глины,
• виды изделий из глины, народные промыслы,
• виды художественной обработки изделий из глины;
умеют:
• делать эскизы, самостоятельно разрабатывать элементарные сюжетные композиции,
• с помощью педагога соблюдают технологию изготовления изделий из глины по программе.
владеют:
• технологией лепки простейших изделий из глины.
После окончания 2 года обучения, обучающиеся
знают:
• использование керамических изделий в современном быту, связь их с историческим прошлым народа нашего края, России;
• технологию художественных изделий из глины;
умеют:
• работать по своему эскизу и оформлять помещение предметами декоративно-прикладного искусства.
владеют:
• технологией самостоятельного изготовления изделий из глины, сюжетных композиции, технологией декоративной отделки керамики;
• технологию заготовки и хранения глины;
• способы эстетического оформления сувениров и подарков;
• вносить в сюжетные композиции элементы своих творческих находок.
- Критерии оценки достижений учащихся путем:
Два раза в год во всех группах отслеживается личностный рост ребёнка по следующим параметрам:
• усвоение знаний по базовым темам программы;
• овладение умениями и навыками, предусмотренными программой;
• развитие художественного вкуса;
• формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Используются следующие формы проверки:
• анализ;
• игра-конкурс;
• викторина;
• выставка.
Методы проверки:
• наблюдение;
• тестирование;
• опрос.
Итоговая проверка освоения программы осуществляется в форме итоговой выставки или конкурса.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
• усвоение знаний и умений по базовым разделам программы;
• личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
• формирование художественно-эстетического вкуса;
• участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
Результаты освоения программы определяются по трём уровням:
• высокий;
• средний;
• низкий.
Условия реализации программы: внеурочное время, школьный кабинет с выходом в Интернет для знакомства с народными промыслами и просмотром мастер-классов лепки из глины, оборудование и материал (глина местных залежей), инструменты (стеки, кисти), обжиг в домашних условиях и школьной котельной.
|